Как ИА «Nord-news» уже сообщало, сегодня в региональном Министерстве образования и науки состоялось заседание координационного совета по кадровому обеспечению Мурманской области.
Андрей Шепель (фото 2), директор по персоналу ОАО «Апатит», рассказал об основных результатах опроса, проведенного кадровой службой предприятия среди руководителей подразделений, начальников участков, мастеров. Опрос проводился в рамках подготовки комбината «Апатит» к работе с учебными учреждениями в 2011 году.
«По мнению руководителей предприятий, сегодня в коммерческих вузах и их филиалах предъявляются низкие требования к абитуриентам и студентам, в связи с чем квалификация выпускников - невысокая, - отметил Андрей Шепель. - Особенно это касается гуманитарных профессий, таких как - менеджеры, финансисты, экономисты, бухгалтера, социологи. Организовать процесс на производстве - несложно, но ребята показывают низкое качество знаний, а в результате - не находят работу по специальности».
По словам Андрея Владимировича, кадровая служба ОАО «Апатит» забита толстенными пачками резюме. Собеседование проходит с участием профильных специалистов, и все как один заявляют, что выпускники вузов явно не готовы к тому, чтобы сразу начинать работу. Особо ощутима ущербность полученного образования у тех, кто учится заочно. Ребята хорошо трудятся на своих рабочих местах, рвутся повышать квалификацию. Затем получают диплом, к примеру, менеджера, после чего рабочими трудиться не хотят.
«Самооценка повышается, но реальных знаний у них нет, поэтому вожделенного места работы они не получают, из-за чего формируется неудовлетворенность, - говорит Андрей Шепель. - Дальнейшая работа у ребят продолжается с недостаточной мотивацией».
По мнению кадровой службы комбината, в регионе большое количество вузов, куда несложно туда поступить, да и процесс учебы там достаточно легок. Это отвлекает потенциальных абитуриентов от рабочих специальностей. Ясно, что для промышленных предприятий 90% потребности составляют именно они.
Андрей Шепель отметил, как большую проблему работодателя, - огромное количество студентов на производстве, и в этой связи - ощутимые потери рабочего времени по учебным отпускам. В 2007 году на комбинате, в среднем, отсутствовало на производстве по «учебной» причине 70 человек каждый день, в 2008-м - 74 человека, 2009-м - 76, в 2010 году - почти 100 человек. А поскольку сессии проходят в одно и то же время, то, случается, в некоторых цехах до 25% работников отсутствуют одновременно.
По КЗоТу работодатель обязан оплачивать учебный отпуск, если высшее образование работник получает впервые.
«Наверное, это правильно, когда человек хочет получить высшее образование, но когда получают профессии, которые никогда у нас не будут востребованы, мы этого не понимаем, - говорит Андрей Шепель. - И ребята в 70-80% случаев не смогут реализовать свои дипломы. Расходы «Апатита» на учебные отпуска и на потери рабочего времени измеряются десятками миллионов рублей. С точки зрения работодателя, непонятна цель использования этих средств. Если бы деньги расходовались на обучение ребят профильным специальностям - другое дело. Ежегодно у нас обучаются таким специальностям до 100 человек. В зависимости от семейного положения комбинат оплачивает им от 50 до 70% стоимости обучения. Мы плотно работаем с имеющимися у нас в регионе профессиональными училищами и колледжами, потому что они являются основными поставщиками рабочих кадров. Этот источник - понятный, прогнозируемый, управляемый. Можем отследить ребят во время практики, подкорректировать их работу. Ежегодно на нашем производстве около 1 тысячи человек проходят все виды практик. Для того чтобы поднять интерес к профессии, мы с прошлого года ввели оплату практики для учащихся, это реально подняло заинтересованность ребят в получении рабочих профессий. Однако в силу того, что материальная база училищ морально устарела, ученики выходят неготовыми к тому, чтобы сразу же приступить к исполнению работы. Приходится переучивать, содержать свой мощный учебно-курсовой комбинат, который сегодня имеет образовательную лицензию более чем на 250 профессий. Мы можем самостоятельно обучать свои будущие кадры, но, наверное, это было бы неправильным, каждый должен заниматься своим делом. Контингент выпускников вузов и колледжей из года в год не улучшается. Хотя сегодня понятно, что у того, кто имеет рабочую специальность, зарплата в разы выше, и вероятность трудоустройства тоже. Надо училищам проводить профориентационную работу. Мы заинтересованы в том, чтобы материальная база учебных учреждений низшего и среднего звена соответствовала требованиям, готовы в них вкладываться. Но не одни - хотим разрабатывать совместные программы с правительством области и коллегами».
21.03.11