В докладе Российского союза промышленников и предпринимателей о состоянии предпринимательского климата в Российской Федерации в 2010 году, подготовленному к XVIII съезду Российского союза промышленников и предпринимателей, подводится итог интеграционных процессов, в которых Россия участвовал в 2010 году.
По мнению экспертов, завершение формирования Таможенного союза - ключевое событие 2010 года во внешнеэкономической сфере трёх стран. Впрочем, решение о создании Союза они относят скорее к разряду политических, нежели экономических. Это объясняется тем, что создание Таможенного союза не даёт краткосрочных и среднесрочных преимуществ российским компаниям. Существовавшие взаимные условия доступа на рынки позволяли нашим компаниям беспрепятственно осуществлять коммерческую деятельность в Беларуси и Казахстане, но несмотря на это доля внешнеторгового оборота России со странами Таможенного союза составила лишь 6%.
Для российского бизнеса функционирование в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве на данном этапе принесёт не столько открытие потенциальных возможностей для выхода на рынки стран-партнёров, сколько, как ни странно, позволит решить ряд российских внутригосударственных проблем по улучшению делового климата. Ожидается позитивный сдвиг в таможенном администрировании и порядке администрирования возврата НДС - актуальных и «заскорузлых» вопросов госрегулирования в России. Того, что многие годы не удавалось добиться бизнесу изнутри, будет урегулировано благодаря международным договорённостям.
По мнению специалистов, необходимо учитывать, что интеграция в рамках Таможенного союза приведёт к активизации конкуренции за инвестиции, причём не только внешние, но и внутрисоюзные.
Такое положение дел должно заставить российские органы власти создать на территории России привлекательные условия для размещения капитала на страны. Пока же ситуация складывается прямо противоположно, как бы странно это ни казалось. По данным исследования Doing Buisness, ежегодно проводимого международной финансовой корпорацией, в рейтинге по степени благоприятности условий для ведения бизнеса Казахстан в 2010 году поднялся с 74 на 56 место, при том, как Россия, позиционирующая себя как ведущая страна Таможенного союза, упала со 116 на 123 место.
Например, в России для получения разрешения на строительство требуется пройти 53 процедуры и потратить 540 дней, в то время в Казахстане необходимо пройти 34 процедуры за 219 дней - показатели тоже высокие. Но всё же в 2 раза ниже, чем у России. От чего можно сделать вывод, что развивать строительный бизнес на территории Казахстана выгоднее с административной точки зрения, чем в России.
Что касается налоговой сферы, то здесь в абсолютных лидерах опять Казахстан, где компании осуществляют в среднем 9 налоговых платежей в год. При этом временные затраты составляют 271 час в год. Для сравнения отметим, что в Беларуси компании осуществляют 82 налоговых платежа в год с общими затратами 798 часов в год. Нагрузки в процентах от прибыли для компаний двух государств оставляют 30% и 80,4% соответственно.
Как видно, не все договорённости, достигнутые в рамках Таможенного союза, на практике оказались доработанными. Ярким примером может служить ситуация на алкогольном рынке в начале 2010 года, когда импорт был фактически парализован, а компании импортёры понесли существенные убытки.