На сегодняшней встрече молодых ученых с главой региона у Виктории Яценко (фото 1), молодого кандидата технических наук, доцента кафедры автоматики и вычислительной техники Мурманского государственного технического университета, завязался спор с Дмитрием Дмитриенко (фото 2).
- Научная деятельность интересна, и, безусловно, ею надо заниматься, но нельзя забывать и о проблеме подготовки кадров, - обратила внимание губернатора Виктория Владимировна. - Нужно создавать «почву», на которой будем растить молодых ученых. Сейчас я занимаюсь становлением молодых инженеров по специальности «автоматизация технологических процессов» в МГТУ и постановкой процесса изучения автоматизированных систем в Мурманском политехническом лицее. Начинаем совместную работу нашей вузовской кафедры с этим лицеем, потому что нам это интересно, и для науки нужно готовить базу. Необходимо объяснять детям с раннего возраста, что такими дисциплинами, как математика и физика, заниматься интересно и перспективно. Но, к сожалению, ребята, да и их родители, идут по пути наименьшего сопротивления - где легче учиться, туда и устремляются. А на технические специальности, где тяжелее и нет гарантии, что дойдут до диплома, нет, не идут. Потому что не чувствуется поддержки населения по части подтверждения престижности выбранной профессии. А в научной, преподавательской среде уже ощущается поворот в сторону технических специальностей. Наверное, интерес у детей к физико-математическим дисциплинам теряется на уровне школы. У меня у самой дочь учится в политехническом лицее, и я считаю, что образовательные стандарты, начиная со школы, заканчивая вузами, нужно корректировать.
- Образовательные стандарты подо всех мы не подгоним, - не согласился Дмитрий Владимирович. - А вот выявлять под конкретные дисциплины одаренных детей, собирать их в отдельные классы и стимулировать к получению знаний можем. Обучить точным наукам всех одинаково не получится чисто по генетическим причинам. Давайте создавать систему поддержки одаренных детей.
- Человеку нравится заниматься тем, что он понимает, когда чувствует, что это ему доступно, - настаивала Виктория Яценко. - А когда у ребенка начинаются сложности с изучением дисциплин, интерес к ним теряется.
- Вы путаете две разные вещи, - доказывал губернатор. - Одаренные дети предрасположены к изучению той или иной дисциплины. Вторая часть одаренности - это трудолюбие и целеустремленность. Вот в той части и надо работать с детьми. Сложно заставить их учиться чему-то из-под палки, но, с другой стороны, нужно проявлять какую-то жесткость, ведь чтобы преодолевать препятствия, нужно предпринимать усилия. То есть нужно выявлять одаренных детей и работать с ними, побуждая к терпению, трудолюбию, направленным на достижение конкретной цели. Не зря в советской системе образования были специализированные школы. И если вы посмотрите на молодых олигархов 35-40 лет, то они все - выходцы из таких школ. Все сегодняшние крупные банковские аналитики тоже оттуда. Система-то была хорошая, и ее надо восстанавливать. А то получается дисфункция. Талантливые дети по определению должны быть успешными людьми.
13.10.11