На сегодняшнем заседании комитета по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Мурманской областной думы депутаты рекомендовали региональному парламенту принять обращения к заместителю председателя российского правительства Игорю Сечину и министру энергетики РФ Сергею Шматко.
Первое обращение касается проблем мазутозависимости нашего региона. В частности там говорится, что теплоэнергетические предприятия региона находятся в крайне сложном финансовом положении в связи с постоянным и непредсказуемым ростом цен на топочный мазут. Они не в состоянии выполнять условия поставщиков, одним из которых является перечисление авансовых платежей за топливо. Из-за этого под угрозой находятся поставки топочного мазута в область, в регионе отсутствует нормативный запас топочного мазута.
Мурманская область - один из самых мазутозависимых регионов Российской Федерации. При этом государственное регулирование тарифов на тепловую энергию приводит к постоянному росту задолженности теплоснабжающих организаций перед поставщиками топлива. Так, убытки теплоснабжающих организаций региона за период с 2005 по 2011 годы (с учетом компенсации части убытков из бюджетов различных уровней) и прогнозируемые убытки 2012 года составят более 12,0 млрд рублей - это более 30 % налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
Правительством Мурманской области с целью ухода региона от мазутозависимости реализуется Концепция инфраструктурного развития теплоснабжающих организаций Мурманской области на 2011-2015 годы. Однако необходимость компенсирования убытков теплоснабжающих организаций, образующихся из-за разницы между устанавливаемыми государством и диктуемыми рынком в тарифах, не дает возможности региону реализовать вышеназванную концепцию своевременно и в полном объеме.
Возможности областного бюджета ограничены и не позволяют одновременно компенсировать убытки теплоснабжающих организаций и осуществлять мероприятия по модернизации теплоснабжающих организаций.
Высокая степень изношенности сетей также требует постоянного вложения финансовых средств для поддержания их в рабочем состоянии.
Недофинансирование расходов на закупку топлива, ремонт сетей, модернизацию теплоснабжающих организаций может привести в будущем отопительном сезоне к многочисленным чрезвычайным ситуациям, ликвидация которых повлечет за собой гораздо большие финансовые расходы бюджетных средств, нежели плановая финансовая помощь из федерального бюджета в течение ближайших лет.
Учитывая изложенное, региональный парламент просит оказать содействие в решении вопроса о выделении из федерального бюджета ежегодной целевой субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в размере 2,5 млрд рублей в 2012 году, а также на период до 2015 года.
Второе обращение - по поводу создания на территории Мурманской области Единой электросетевой компании. Там говорится, что в настоящее время на территории Кольского полуострова сложилась ситуация, сдерживающая развитие экономики региона из-за отсутствия технической возможности присоединения к электрическим сетям без значительных финансовых затрат на их реконструкцию и строительство новых объектов электросетевого хозяйства.
На территории Мурманской области действует около 40 компаний, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии. К сожалению, сетевым компаниям не удается привлечь значительные источники финансирования для решения глобальных задач в силу их разобщенности, незначительной стоимости имущества отдельных компаний, но самое главное - это отсутствие единой программы модернизации и стратегии развития отрасли в целом.
С целью решения накопившейся за последнее десятилетие проблемы в региональном электроснабжении было создано открытое акционерное общество «Мурманская областная электросетевая компания», объединяющее в себе городские электрические сети городов: Мурманск, Кандалакша, Полярные Зори, Ковдор, Заполярный, Оленегорск, Кола, поселков Умба и Зеленоборский, однако для перспективного развития данной отрасли этого недостаточно.
В настоящее время прорабатывается вопрос о консолидации активов наиболее крупных предприятий, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии, с целью образования на территории Мурманской области Единой электросетевой компании, куда смогут войти такие компании, как филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго», ОАО «Мончегорские электрические сети», МУП «Кировская городская электрическая сеть», МУП «Апатитская электросетевая компания».
Все эти меры неизбежно повлекут за собой образование эффективного отраслевого кластера на территории Мурманской области, интересного для инвесторов.
Наиболее оптимальной конструкцией образования Единой электросетевой компании Мурманской области, по мнению региона, является обособление филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» и присоединение к нему всех остальных компаний. Филиал не имеет в своем составе линий электропередач в Карелию (эти линии, как и ряд других, входят в состав Федеральной Сетевой Компании), эксплуатирует лишь локальную региональную электрическую сеть и является, по сути, крупной территориальной сетевой компанией.
Создание Единой электросетевой компании приведёт к повышению рентабельности её деятельности за счёт снижения операционных расходов, а при действующей системе тарифообразования на основе долгосрочных параметров регулирования даст возможность к сдерживанию темпов роста тарифов на электрическую энергию и позволит реализовать мероприятия программы повышения инвестиционной эффективности компании, направив значительные денежные средства на реконструкцию и модернизацию электросетевого хозяйства.
В связи с вышеизложенным депутаты облдумы просят федералов оказать содействие в принятии положительного решения по вопросу выделения из состава ОАО «МРСК Северо-Запада» филиала «Колэнерго» в отдельное юридическое лицо с последующим его объединением с территориальными сетевыми компаниями региона с целью консолидации электросетевых активов Мурманской области.
27.03.12