16:4127.07.12

Дорога через национальный парк «Хибины»: экологи против

Дорога через национальный парк «Хибины»: экологи против

Как редакции ТА «Nord-news» сообщил Михаил Рыжов, координатор проекта МООО «Кольский экологический центр», экологические организации Мурманской области поздравляют ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» с началом пусковых мероприятий на ГОКе «Олений Ручей» и выражают надежду на то, что современное горнопромышленное предприятие станет образцом ответственного отношения к природным ресурсам Хибинских гор, будет способствовать экономическому росту и социальной стабильности в регионе. Вместе с тем эклоги считают необходимым обратить внимание на недостоверную, а то и откровенно вводящую в заблуждение информацию, распространяемую СЗФК о возможности и даже необходимости прокладки «щадящей» дороги от ГОКа до месторождения Партомчорр через восточную часть Хибинских гор, которая, якобы, будет полезна для туристической инфраструктуры будущего национального парка.
Дорога предназначается для перевозки руды, и движение туристов по такой промышленной дороге сомнительно с точки зрения нормативов и соображений безопасности. Кроме того, это противоречит элементарному здравому смыслу: туристы в Хибинские горы идут и едут не для того, чтобы ездить по асфальтированным дорогам - их привлекает первозданная северная природа и горный ландшафт, которые еще не подверглись необратимым техногенным изменениям. Об этом свидетельствует 80-летняя история туризма в Хибинах. О том же говорит мировая и российская практика функционирования национальных парков: дороги делаются только на достаточно обширных территориях и только для туристов - ни в одном национальном парке мира по туристским дорогам не возят руду.
Хибинский горный массив слишком мал (35х45 км) чтобы его можно было фрагментировать асфальтовой дорогой. В таких условиях экосистемы разрушаются, что подтверждается многочисленными исследованиями и опытом многих других территорий. Следствием деградации экосистем и промышленной деятельности является утрата туристической привлекательности - одного из необходимых условий для создания национального парка.
В соответствии с Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях», национальные парки являются «природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма». В национальных парка запрещается любая хозяйственная деятельность, противоречащая указанным в Законе целям, в том числе прокладка промышленных дорог, сооружение других линейных объектов.
Именно поэтому в апреле 2012 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ предложило СЗФК представить проектные материалы с вариантами прохождения дороги вне границ создаваемого национального парка. Этого СЗФК не сделала до сих пор. Кроме того, Министерством было принято решение ускорить проведение проектно-изыскательских работ по созданию в Мурманской области национального парка «Хибины», а правительству Мурманской области указано на необходимость согласовывать с Министерством все аренды на территории Хибин.
Проложенная геологами много лет назад вездеходная дорога через перевал Умбозерский, по долинам Каскаснюнйок и Тульйок непригодна для проезда автотранспорта за исключением специально подготовленных внедорожных автомобилей, что является естественным ограничением рекреационной нагрузки на эти долины. Зато с появлением в устье реки Тульйок базы отдыха СЗФК отмечено возникновение несанкционированных свалок мусора и песчаных карьеров на прилегающей территории (фото).
По рекомендации разработчиков ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) рудника Партомчорр, на перевалах Умбозерский и Северный Рисчорр необходимо создать заповедную зону для компенсации ущерба редким видам растений, занесенным в Красные Книги России и Мурманской области - т.е. там вообще не должно быть промышленной деятельности, а туризм возможен только с очень жёсткими ограничениями
Для того, чтобы сделать такое заключение, были использованы архивные и гербарные данные, которые собирались с конца XIX века, их проверяли и уточняли приглашенные специалисты из университетов и профильных институтов Кольского научного центра, Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода в процессе подготовки эколого-экономического обоснования национального парка «Хибины». Тем не менее СЗФК собирается строить дорогу через перевал Умбозерский и, как видно из заявлений, игнорирует информацию о ценности Хибин для природного туризма, сохранения редких видов растений и уникальных ландшафтов.
Утверждения руководителей СЗФК о том, что любой из альтернативных вариантов транспортировки руды уничтожит более 20 местообитаний редких видов растений и несколько памятников природы, вряд ли соответствуют действительности: чтобы достичь столь разрушительного эффекта, ширина дороги должна составить.... более трех километров.
Зато в варианте с выходом дороги на северо-запад, к ж.д. станции Имандра действительно не затрагивается ни одного места произрастания редких видов, оказывается воздействие на водосбор реки Куны (в верховьях которой и так предполагается разместить Партомчоррский рудник), и только задевается край Симбозерского заказника, причем ту часть, которую все равно предполагается из него исключить в соответствии с Лесным планом и Схемой территориального планирования Мурманской области. Однако об этом СЗФК предпочитает умалчивать.
Михаил Рыжов считает необходимым отметить, что все проектные материалы, обосновывающие создание национального парка «Хибины», на основании которых правительством РФ было принято решении о его включении в Концепцию развития особо охраняемых природных территорий России, уже давно находятся в открытом доступе на сайте www.hibiny.info чего нельзя сказать о планах СЗФК по освоению месторождения Партомчорр и прокладки дорог: вся имеющая информация основывается только на обещаниях и заявлениях руководителей компании. По этой причине экологические организации считают необходимым проведение общественных слушаний по этому проекту, тем более, что к этому компанию обязывают (но игнорируется) действующее Положение об ОВОС, и многократно данные обещания.

На фото: 1 - здесь пройдёт дорога от ГОКа к месторождению Партомчорр; 2 - несанкционированная свалка в трех километрах от базы отдыха СЗФК.

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

11:18Мурманчане смастерят журавликов и загадают желание о мире на Земле

10:54В Мончегорске пройдёт конкурс патриотической песни «Россия молодая»

10:17В мурманском театре кукол проведут мастер-класс по ментальной арифметике

08:25В Мурманской области синоптики обещают снег и северный ветер

17:51В Мончегорске поймали пьяного водителя на скутере без документов

16:36Корабль «Вице-адмирал Кулаков» вышел в Средиземное море

15:13Мурманские пожарные эвакуировали из квартиры на Достоевского двух человек

14:24«КолАтомЭнергоСбыт»: Показания счетчиков принимаются в выходные дни

13:44В Мурманской области за неделю подешевели яблоки и капуста

13:20Жителям Мурманска расскажут о болезнях растений в лесу

12:01Сегодня в Североморске откроют благоустроенный за 2 млн сквер

11:12В Мурманской области выберут лучшего папу

10:33В Мурманске разыграют Кубок Губернатора среди интеллектуалов области

10:10В театре кукол Мурманска расскажут о правилах дорожного движения

09:03На Кольском полуострове обещают от -2 до +3º, снег и гололед

21:15В Мурманске спортивные объекты активно готовят к зимнему сезону

20:20Евро на выходные подешевел до 67,89 рубля, доллар - до 57,51

19:31В заозёрском кафе мужчина избил посетителя бокалом по голове

18:16В Мурманске состоится вечер памяти поэта Николая Колычева

17:27В Апатитах грабителя-неудачника поймали при похищении велосипедов

16:47Пьяная жительница Заполярного пырнула мужа ножом в живот

16:29На Кольском полуострове ожидаются снежные выходные

16:11В Мончегорске 10 пожарных потушили квартиру

16:00АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЕВГЕНИЙ ШОВСКИЙ. НЕВЗЯТОЕ ИНТЕРВЬЮ

Все новости