На сегодняшней встрече с журналистами помощник руководителя Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурманской области Михаил Готовчиц рассказал о сложностях, возникших в сфере использования маломерных судов из-за законодательных новшеств.
«В июле текущего года вступил в силу 36-ФЗ, который внёс изменения в определение понятия о маломерном судне и в порядок его надзора и регистрации - в Кодекс торгового мореплавания и другие морские документы, - рассказывает Михаил Робертович (подробности на видео). - Согласно новшествам, маломерным считается любое судно, длиной до 20 метров и с числом пассажиров меньше 12 человек. При этом все маломерки, занимающиеся промыслом или иной коммерческой деятельностью, уходят из-под надзора ГИМС (госинспекция по надзору за маломерными судами. - Авт.) и переходят под надзор администрации порта Мурманск и Морского Регистра судоходства».
Однако новых правил регистрации этих судов ещё нет. Поэтому ГИМС может сейчас освободиться от всех маломерок, занимающихся коммерческой деятельностью, оставив только прогулочные и спортивные. А порт Мурманск и Морской регистр «освобождённые» суда принять ещё не готов, потому что соответствующий приказ Минтранса о правилах регистрации и надзора за маломерными судами ещё находится в стадии межведомственного согласования.
Появились сложности и связанные с местной законодательной базой. Правила пользования маломерными судами были ранее определены постановлением регионального правительства № 7-ПП, которое после вступления в действие 36-ФЗ утратило свою силу. Вместо него правительством Мурманской области было принято типовое правило пользования маломерными судами, где оговорено 14 пунктов. И если в постановлении 7-ПП были подробно описаны преимущества для маломерных судов, занятых прибрежным рыболовством и другой производственной деятельностью (к примеру, они могли уходить от берега дальше, чем на 2 мили, работать не только в светлое время суток и т.д.), то сейчас все это утратило силу.
Остался только 458-ой ведомственный Приказ о погранзоне, где описаны правила использования маломерок. Там оговорено, что маломерные суда, оборудованные средствами контроля, могут работать дальше, чем 2 мили от берега и дальше от пунктов базирования. Но в этом приказе отсутствуют льготы по времени работы маломерных судов - не только в светлое время суток.
Сильнее всего этот нюанс ударил по морскому рыболовному туризму. Раньше компании, которые этим занимались, могли организовывать выход тургрупп на морскую рыбалку на несколько суток. Теперь - нельзя.
Ассоциация прибрежников обратилась в погрануправление, администрацию морского порта Мурманск и ГИМС с просьбой о переходном периоде. Чтобы ничего не менялось в подходе к организации выхода маломерок в море и в правилах их плавания. Тем более что и в Минтрансе сообщили о том, что не успевают подготовить все документы.
Ответа пока нет. Но рыбаки надеются, что он будет положителен.