12:1715.10.12

Российские города бедны и несвободны

Российские города бедны и несвободны

Фундаментальной проблемой муниципальных властей остается дисбаланс между доходными источниками и расходными полномочиями. Такой вывод делает в своем обзоре общественных финансов российское подразделение рейтинговой компании «Standard & Poor`s» (S&P). Причины дисбаланса - крайне низкая налоговая автономия муниципалитетов, нефинансируемые расходные мандаты и необходимость содержать изношенную инфраструктуру.
Подготовленный S&P «Обзор системы общественных финансов: российские муниципальные образования» подводит итоги длящейся с 2003 года реформы местного самоуправления. Тогда, напомним, в РФ появились городские округа и муниципальные районы, а внутри последних - городские и сельские поселения. Тогда же были разграничены расходные полномочия между региональными и местными властями, установлены стабильные нормативы раздела налоговых доходов и выстроена система трансфертов. Завершиться реформа должна была в 2006-2008 годах, однако на деле она не окончена до сих пор. В частности, в некоторых регионах все еще не утверждены границы муниципальных образований и не разграничено имущество, находящееся в собственности муниципалитетов разного уровня (из-за этого введение отдельных норм законодательства отложено уже на 2015 год). 
Отмеченные «S&P» минусы получившейся системы таковы. Прежде всего, это большой разрыв между доходными источниками и расходными потребностями муниципалитетов. Кроме того, уровень бюджетной прозрачности местных властей в целом ниже, чем у субъектов РФ и у федерального правительства. Также губернаторы весьма активно вмешиваются в дела муниципалитетов (яркий пример - рост числа невыборных «сити-менеджеров»). Наконец, разница в бюджетной обеспеченности муниципалитетов остается высокой даже после ее выравнивания трансфертами. Выявленные достижения реформы - более четкое разграничение предметов ведения и полномочий, развитая нормативная база финансовой политики местных властей. Кроме того, «S&P» отмечает весьма невысокий объем муниципального долга, а также то, что данные бюджетной отчетности надежны, а установленные подходы к распределению финансовой помощи достаточно развиты. 
Одной из причин отмеченной фундаментальной проблемы местных властей - разрыва между источниками средств и расходами - является крайне низкая доходная автономия территорий. Как следует из данных Минфина, сбалансировать свои финансы в 2011 году (при доходах в размере 2,961 трлн руб. расходы составили 2,976 трлн) местные бюджеты смогли лишь за счет межбюджетных трансфертов размером вполовину их доходов. В S&P отмечают, что после проведенной в 2004-2005 годах централизации многих налогов, доля муниципалитетов в национальном бюджете России сократилась с более чем 30% в 2004-2008 годах до менее 18% в 2011-м. Одновременно сильно выросла их зависимость от межбюджетных трансфертов. С 2000 года их доля в доходах местных бюджетов увеличилась в два раза, при этом все более важную роль стали играть целевые трансферты. По расчетам S&P, сделанным на основе данных Федерального казначейства, в 2012 году налоги составляют 30% доходов местных бюджетов, неналоговые доходы - 9%, нецелевые трансферты - 19%, целевые - 42%. 
При этом на практике делегированные местным бюджетам «сверху» расходные обязательства часто компенсируются не полностью. К примеру, целевая финансовая помощь регионов (субвенции) не всегда учитывает расходы местных властей на администрирование переданных полномочий (на выплату зарплаты персоналу, проведение платежей, сбор соответствующей статистики и пр.). Некоторые капитальные объекты, строительство которых осуществлялось по инициативе и за счет региональных властей, часто передаются на баланс местных органов власти, увеличивая их эксплуатационные расходы. Наконец, вопреки целям реформы 2003 года, неформальное влияние губернаторов на расходы территорий в последнее время только растет, отмечает S&P. В ходе федеральной предвыборной кампании 2011-2012 годов регионы часто требовали от местных властей увеличения заработной платы работникам муниципальной бюджетной сферы, не выделяя им при этом денег под это, сообщает www.kommersant.ru

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

00:00В 44 домах Мурманска отключат отопление и горячую воду

19:29Проект строительства инфекционного корпуса в Мончегорске уже проходит экспертизу

18:25Командующий ВМФ России: «Роль Мурманской области в поддержке бойцов СВО очень важна»

18:00Много уже сделано - депутаты горсовета Мурманска оценили отчет главы региона

17:36Игорь Морарь: Активная и системная работа губернатора вывела Мурманскую область на новый уровень

16:38Почти 70 млн рублей выплатили спортсменам в 2023 году в Мурманской области – Андрей Чибис

16:37Льготники в Мурманской области смогут получить аванс на протезирование зубов

16:18Жители Заполярья смогут использовать искусственный интеллект и умных помощников во время телефонных разговоров

16:14Ремонт школ в Заполярье позволил улучшить условия обучения для 8 тысяч детей

16:05Стали известны зарплаты сотрудников Кольской АЭС

15:56От северян ждут предложений в план развития Мурманской области на следующие пять лет

15:39Андрей Чибис: Ведем переговоры с застройщиками по жилым домам «в рынок» в Мурманске

15:29В Мурманске идёт строительство двух домов для молодых специалистов - Андрей Чибис

15:21Зарплату всех педагогов Мурманской области необходимо поднять с сентября – Андрей Чибис

15:13В развитие МАУ за 5 лет направлено 10 млрд рублей - Андрей Чибис

15:02Она сказала «да»: Молодой человек сделал предложение избраннице на берегу моря в Териберке

14:57«Страшные цифры»: Более 80% северян страдают дефицитом витамина D

14:52Зарплаты медиков в Мурманской области выросли более, чем на 50% - Андрей Чибис

Все новости