Как мы уже сообщали, первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов на комиссии по развитию малого бизнеса и конкуренции предложил допустить иностранные лоукост-компании на российский рынок, рассказали «Ведомостям» два участника совещания. По их словам, Шувалов дал поручение Минтрансу, чтобы тот в течение месяца проработал варианты, как это можно сделать.
Авиация - стратегическая отрасль, допуск иностранцев к каботажу (перевозкам внутри страны) запрещен, объясняют собеседники. Представитель секретариата Шувалова подтвердил поручение изучить вопрос и в течение месяца представить конкретные предложения: «Речь идет о допуске дискаунтеров на некоторые направления, где их технологии, инвестиции и опыт управления этим бизнесом могли бы усилить конкуренцию и, конечно, снизить стоимость услуг для российского потребителя».
Приход иностранцев подхлестнет конкуренцию и, возможно, снизит тарифы российских компаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Ютэйр»), которые своих лоукостерских проектов так и не запустили, хотя и обещали, надеется федеральный чиновник. Идею допустить иностранцев на внутренний рынок поддержал и руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.
Российские авиакомпании восприняли идею без энтузиазма. «Мы не против конкуренции, - говорит представитель «Ютэйр», - но при условии равноправия: если иностранных перевозчиков пустят на внутренний рынок, таких же преференций стоит требовать и от европейских и американских авиавластей. И иностранные авиакомпании также должны платить налоги, и особенно НДС, который составляет 18% от стоимости авиабилета».
Сотрудник другой российской авиакомпании полагает, что развивать перевозки из регионов иностранцам будет непросто: более чем из 200 региональных аэропортов лишь 36 способны принимать Boeing-737 и Airbus A320, основные в парках лоукостеров.
Предложение Шувалова - хороший знак, рассуждает топ-менеджер крупного регионального аэропортового холдинга, но оно вряд ли исполнимо: в России пока нет небольших второстепенных аэропортов с привлекательными тарифами и достаточной инфраструктурой, чтобы туда можно было быстро добраться - попробуйте, например, доехать до «Быково». Тарифы же в крупных аэропортах - регулируемые. Кроме того, лоукостеры приходят на популярные маршруты, живут за счет демпинга и роста, опережающего рынок, - это своеобразная авиационная пирамида, продолжает топ-менеджер: вряд ли российские компании с традиционной моделью допустят их в этот сегмент рынка, а на невыгодные маршруты иностранцы сами не согласятся.
17.10.12