Федеральное Агентство стратегических инициатив (АСИ) объявило о создании всероссийской сети центров инноваций социальной сферы, которые будут помогать коммерческим проектам, нацеленным на решение общественно значимых проблем (такой тип бизнеса принято называть социальным предпринимательством), пишет mn.ru/business.
До конца этого года АСИ при поддержке Минэкономразвития откроет шесть подобных центров в регионах. Задача центров - сориентировать людей, которые хотят заняться социальным предпринимательством, показать им, какие есть ниши, рассказать о существующих методиках ведения социального бизнеса. Процесс подготовки, по словам разработчиков проекта, будет идти более полугода и за это время центр должен помочь будущему предпринимателю разработать и грамотно «упаковать» его проект, сообщил Владимир Яблонский, директор направления «социальное предпринимательство» АСИ.
По замыслу агентства и Минэкономразвития к концу следующего года подобные центры откроются в половине регионов страны, а в 2014-м они будут работать уже повсеместно. Примерно три четверти денег на работу этих организаций поступит из федерального бюджета, остальная часть - от регионов.
Амбициозные чиновники считают, что до конца 2020 года благодаря социальному бизнесу ВВП страны вырастет на 1%. «Мы опираемся на активную часть среднего класса, тех людей, которые работают в социальной сфере, на активных, молодых, инициативных, которые хотят жить в этой стране, но при этом хотят получать социальные услуги, сравнимые по качеству со столицами и европейскими городами», - заявил Владимир Яблонский.
«Достаточно известен придуманный подмосковными школьниками проект iОгород - ребята сделали теплицу, поставили несколько веб-камер, любой желающий может арендовать в интернете грядку и наблюдать в онлайн-режиме, как профессиональные агрономы растят там огурцы, помидоры, салат и прочую зелень. Когда урожай будет собран, арендатору доставят его прямо на дом. Эта идея абсолютно из ничего, она полностью инновационная. Даже если бы все чиновники собрались и устроили мозговой штурм, они никогда не додумались бы до такого», - рассказала Наталья Ларионова, глава департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития.
Центры инноваций социальной сферы помогут накапливать и развивать подобные идеи.
АСИ обещает, что центры будут также помогать предпринимателям продвигать «упакованный» проект и эффективно взаимодействовать с региональной властью. Но при этом новоиспеченному социальному предпринимателю придется самостоятельно искать финансирование. По словам Яблонского, существует достаточно возможностей найти деньги и центры помогут своим ученикам это сделать.
Многих ставит в тупик то, как можно решать социальные проблемы и одновременно зарабатывать на этом. Где граница между социальным бизнесом и благотворительностью? Очевидно, что социальный бизнес сверхприбыли не принесет, но при правильном менеджменте он как минимум окупается, а как максимум начинает приносить небольшой, но стабильный доход, объяснил Яблонский. В любом случае главный критерий успешности такого проекта не прибыльность, а долгосрочный положительный социальный эффект.
19.10.12