Об этом заявил руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин на заседании «круглого стола» «О ситуации на алкогольном рынке России». «Сейчас минимальная цена бутылки водки определена в 125 рублей за 0,5 литра, в магазинах водка продается по 200-300 рублей, к 2020 году розничная стоимость может повыситься в среднем до 1 тыс. рублей», - передает слова Шапкина «Финмаркет».
По его словам, это совпадает с задачами, которые поставлены в концепции алкогольной политики страны и нацелены на сокращение потребления алкоголя. Сославшись на данные экспертов, он сообщил, что Россия находится на четвертом месте в мире по потреблению алкоголя после Молдавии, Германии и Чехии. В 2011 году потребление чистого спирта на душу населения в РФ, включая младенцев и стариков, составило 15,75 литра. Данные экспертов расходятся с Росстатом, который оценивает этот показатель в 10 литров.
Как отметил Шапкин, к 2020 году потребление должно сократиться в два раза, то есть должно быть не более 8 литров на человека.
Шапкин подчеркнул, что за последнее время государство приняло ряд мер, направленных на усиление госрегулирования алкогольного рынка, на наведение порядка на нем. В частности, предусмотрены меры по «жесткой концентрации рынка, жестким условиям работы на нем». Одним из результатов этого, по его словам, стало сокращение почти в два раза числа производителей алкоголя, на 40% - количества оптовых компаний. «С начала этого года на треть сократилось число продавцов алкогольной продукции», - отметил он. Кроме того, с 1 января 2013 года акциз на алкоголь повысится на 34%, с этой же даты начнут действовать ограничения на рекламу алкоголя в средствах массовой информации.
По словам Шапкина, в настоящее время идет гармонизация алкогольных акцизов в Таможенном союзе и к 2020 году их ставка будет примерно равной - в пределах 20 евро за 1 литр безводного спирта.
Павел Шапкин считает, что «беспрецедентно жесткое регулирование алкогольного рынка и то, что цена водки может повыситься к 2020 году до 1 тыс. рублей, позволяет предположить достаточно серьезную активизацию теневого рынка». «Чем более жесткие меры, тем больше проблем, которые связаны с развитием этого сегмента рынка», - сказал он. Причем, отметил Шапкин, теневой рынок за последние годы серьезно изменился. «Это уже не таксисты и бабушки у метро, это достаточно высокотехнологичный рынок, существует масса интернет-магазинов, которые могут не соблюдать ни возраст, ни другие ограничения в продаже продукции», - заявил он, отметив при этом, что государство может серьезно потерять в налоговой сфере.
Тем не менее, отметил Шапкин, избежать этого позволит введение дополнительных мер по повышению ответственности за производство и оборот алкогольной продукции, которые разрабатываются в настоящее время в законодательной сфере. В частности, большие надежды он возлагает на распространение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) на розничную продажу алкоголя. «В настоящее время в Московской области реализуется пилотный проект, в котором участвует 20 магазинов, он показывает неплохие результаты», - заявил он.
По данным за январь-август этого года из общего объема потребленного россиянами алкоголя 49% приходится на водку, отметил Павел Шапкин, сообщает www.finmarket.ru.
19.10.12