Чиновники решили не перегружать бизнес избыточным бременем параллельного налогового учета и дать возможность спокойно работать в рамках бухгалтерского. Решение далось трудно, в первую очередь из-за опасений Минфина в том, что нововведением воспользуются нечистые на руку налогоплательщики и в итоге бизнес выиграет мало, а бюджет потеряет много.
Сейчас из-за того, что компаниям приходится вести сразу два вида учета, издержки бизнеса на «бумажную волокиту» в четыре раза выше, чем за рубежом. При этом только на зарплаты «армии бухгалтеров» бизнес ежегодно тратит около 2 трлн рублей.
Вчера на совещании в ФНС чиновники и предприниматели договорились, что параллельный налоговый учет отменять необходимо. При этом в качестве инструмента для расчета налогов предложены Регистры корректировок и расчетов в бухгалтерском учете.
По словам замруководителя ФНС Даниила Егорова, выработать новые подходы планируется до первого квартала 2013 года. Дальше будет проводиться точечная настройка обновленной системы, с выявлением всех расхождений и потенциальных тонких мест, которые могут появиться при доминировании одного из видов учета.
«Мы посмотрели на разницы, которые существуют между бухгалтерским и налоговым учетом, и увидели, что они либо малозначительные, либо трудоемкие, но при этом не приносящие существенных последствий, как правило, не имеют фискальной ценности и малоприменимы. Стало понятно, что отказ от двойного учета возможен. Если сравнить разницу между бухгалтерским и налоговым учетами, то можно прописать, что налоговая отчетность будет составляться корректировкой данных бухгалтерского учета в налоговых регистрах», - рассказывает председатель экспертного совета «Деловой России» Александр Осипов.
«Это не компромисс, это совместная оценка реальности по отмене налогового учета. Переход от налогового учета к расчету налогов на базе бухгалтерского учета без регистров корректировок невозможен. И самое главное, чтобы этот регистр охватывал не 13 страниц корректировок, как сегодня, а был сведен к одной-двум страницам», - добавляет бизнес-омбудсмен Борис Титов.
По мнению г-на Осипова, первую часть работы - точечное внесение изменений в 25-ю статью НК - можно сделать до 1 января 2013 года. Дальше, учитывая опасения финансового ведомства, работа будет вестись еще более детально, но, вероятно, с 2014 году можно будет кардинально упростить налоговые корректировки и снизить издержки бизнеса и налоговые риски. «Выиграют абсолютно все виды бизнеса, кроме, возможно, компаний, у которых на аутсорсинге эти два вида учета, и они на этом зарабатывали. Сейчас у нас в стране 5 млн бухгалтеров при экономике в 139 млн человек и 1,4 трлн долл. Для сравнения: в США 1,3 млн бухгалтеров при экономике в 330 млн человек и 14 трлн долларов», - говорит он.
Как пояснили в Минфине, сделать исчисление налога на прибыль лишь на основе данных бухгалтерского учета невозможно и неправильно. «Необходимо устранять дублирование и необоснованные различия между бухгалтерским и налоговым учетами. Первым этапом в данном направлении ожидается разработка поправок в главу 25 НК. Срок разработки - первый квартал 2013 года. Ожидается, что в действие они вступят с 2014 года», - отмечают в министерстве. По мере продвижения в работе по сближению систем учета могут вводиться дополнительные поправки. Реализация данных предложений позволит налогоплательщикам уменьшить административную нагрузку, снизить издержки, связанные с исполнением обязанностей, и будет способствовать повышению эффективности налоговой системы РФ. При этом в Минфине не исключают, что данные меры могут привести к частичной потере бюджетов, так как в ряде случаев новые правила исчисления налога на прибыль будут более либеральными.
31.10.12