После полугода согласований премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил основную госпрограмму Минрегиона «Региональная политика и федеративные отношения до 2020 года». С января 2013 года бюджет программы похудел в 6,7 раза, но все равно вдвое превышает первоначальные бюджетные лимиты, установленные Минфином. Это не помешало Белому дому согласиться с тем, что низкий уровень финансового обеспечения является одним из основных рисков неисполнения госпрограммы. Ответственность за риски в окончательной редакции возложена не на Минрегион, а на главу аппарата правительства Владислава Суркова и возглавляемую им комиссию по проведению административной реформы.
Публикация документа откладывается в связи с его технической правкой, сообщил источник в правительстве. Окончательная стоимость госпрограммы для федерального бюджета, одобренная премьер-министром, составляет 154,8 млрд рублей на ближайшие восемь лет, включая 2013 год.
Объём бюджетного финансирования на всех этапах согласования и был предметом споров между Минфином и Минрегионом. Еще в январе 2013 года запросы Минрегиона расходились с лимитом, отведенным Минфином, почти в 14 раз. Один из первых вариантов госпрограммы содержал предложение профинансировать из бюджета свыше 1 трлн рублей при бюджетном лимите в 75,8 млрд. Сами заявки Минрегиона также выглядели амбициозно - первые варианты госпрограммы содержали семь подпрограмм. В том числе в отдельную подпрограмму выделялось «создание институциональных условий для комплексного экономического и социального развития Арктической зоны РФ».
В окончательном варианте осталось лишь три подпрограммы. Это «Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием», «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» и «Оказание содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом».
На заседании правительства в феврале ведомству были предъявлены претензии за отсутствие в госпрограмме решения проблем моногородов. Основным критиком тогда выступил Андрей Белоусов, который также указывал на нежелание Минрегиона создавать новые центры экономического роста в Поволжье, на Урале и в географически отдаленных регионах России. Негодовал он и по поводу отсутствия разделов, отражающих развитие Дальнего Востока, юга России и Калининградской области. В текстовой редакции окончательного варианта госпрограммы все эти географические названия уже присутствуют, а общая стоимость подросла до 154 млрд рублей, что все равно вдвое больше первоначальных бюджетных лимитов, определенных Минфином. Любопытно, что в окончательном варианте программы отсутствует привычный для проектов всех других госпрограмм, принятых правительством Дмитрия Медведева, «оптимистичный вариант» программных расходов: в принятом в пятницу документе указание на рост ее бюджетного финансирования в случае появления у бюджета дополнительных доходов отсутствует.
В перечне основных рисков неисполнения заявленных целей одним из главных предсказуемо назван низкий уровень финансового обеспечения. Также провалу госпрограммы может поспособствовать ведомственный подход при совершенствовании разграничения полномочий и отсутствие системного подхода при перераспределении полномочий между уровнями власти, впрочем, как и подготовленных кадров. Но в окончательном варианте ответственность за эти риски переложена с Минрегиона на правительственную комиссию по проведению административной реформы, возглавляемую руководителем аппарата правительства Вячеславом Сурковым. Господин Сурков, в чьи полномочия региональная политика сегодня практически не включена, видимо, должен будет успокоиться тем, что в госпрограмме указанные риски признаны низкими, сообщает kommersant.ru.
01.04.13