Вчера на заседании экспертного совета при комитете Госдумы по бюджету и налогам депутаты решили, что налоговые льготы всем печатным СМИ не нужны. Как подсчитали в Думе, только за счет пониженной ставки НДС бюджет недополучил в 2012 году больше 8,1 млрд рублей, поэтому единороссы предлагают перейти «от уравниловки к адресности» при предоставлении льгот. Представители СМИ считают, что депутаты хотят разделить издания «на свои и чужие», пишет www.kommersant.ru.
В РФ печатные издания, за исключением рекламных и эротических, платят НДС по десятипроцентной ставке, а не по стандартной ставке (18%). Поручение пересмотреть принцип предоставления льгот СМИ Госдума дала комитету по бюджету и налогам после конфликта, разразившегося между газетой «Московский комсомолец» и «Единой Россией». Вчера же этот вопрос был поднят на заседании экспертного совета при налоговом комитете.
Как подсчитали в Думе, из-за льготы для СМИ сумма выпадающих доходов федерального бюджета в 2012 году составила 8,15 млрд руб. А увеличение ставки, как заявила вчера замдиректора департамента налоговой политики Минфина Наталья Комова, «не окажет существенного влияния на уровень рыночных цен» печатных СМИ, зато позволит перераспределить деньги в зависимости от новых «целей и задач». «И здесь мы поддерживаем - хоть 8 млрд, хоть 10 млрд в бюджет не лишние», - добавила она.
Такой же позиции придерживаются и депутаты. Когда «зарождались государство и демократия», СМИ уже был дан «стартовый капитал», заявила член налогового" комитета Раиса Кармазина . А глава думского комитета по информационной политике Алексей Митрофанов объявил, что СМИ - «это бизнес, все должны быть на равных условиях». «Госсредства должны тратиться прежде всего на социальные СМИ, которые приносят пользу обществу, - уверен зампред комитета по информполитике Владимир Крупенников. - 8,5 млрд - эта сумма сопоставима с той суммой, которая тратится на закупку технических средств для реабилитации инвалидов».
Выступившая на заседании эксперт Института Гайдара Наталья Корниенко отметила, что в Германии и Голландии ставка НДС для СМИ еще ниже - 7% и 6%. Однако вице-спикер Госдумы Сергей Железняк заявил, что налоговые льготы не могут быть эффективным инструментом поддержки СМИ, «поскольку они не адресные и являются очень неповоротливым инструментом». Задача по переходу «от уравниловки в налоговых льготах к их адресности» должна решаться «системно на федеральном, региональном и муниципальном уровне», потому что «из Москвы весь перечень социально ориентированных изданий определить будет проблематично», пояснил он. Этот вопрос, по его словам, будет обсуждаться на комитете по информационной политике.
Член президентского совета по правам человека, главред «МК» Павел Гусев отмечает, что «все СМИ рассчитаны на социум и не существует издания, которое бы на 100% было социально ориентированным». Поэтому господин Гусев уверен, что инициатива депутатов на самом деле «с гадюшным прищуром», они это делают «в отместку на ряд публикаций в СМИ» и хотят таким образом разделить издания «на свои и чужие».
05.04.13