Все службы в системе рыбной отрасли сегодня работают нормально, и в соответствии с законодательством. Но у каждой из них - своё законодательство, и нарушение координации действий между ними - главная проблема. Такое мнение высказал в ходе сегодняшнего совещания на тему «Проблема излишних административных барьеров в рыбной отрасли Мурманской области» генеральный директор ООО «Айсберг-Норд» Виталий Касаткин.
«Полтора дня назад наш пароход ушёл в последнюю ходку, чтобы найти мойву, - рассказывает Виталий Фёдорович. - Но мойва оказалась хитрее. Она отнерестилась и ушла в другой район. Мы оформили пароход по формуле многократного пересечения границы. Но чтобы его из Баренцева моря отправить в другой район промысла, приходится загонять обратно в порт и переоформлять. Я всё понимаю: пограничники работают, согласно своему ведомственному законодательству. Но мы-то с вами, сидя за этим столом, прекрасно понимаем, что это, мягко говоря, дурь. Самая натуральная дурь. Можем ли решить этот вопрос на уровне региона? Я думаю, можем».
Проблема эта обсуждается давно. Суда, работающие в режиме прибрежного рыболовства без захода в порты иностранных государств, при пересечении границы вынуждены каждый раз проходить пограничное и таможенное оформление, что отнимает много времени. В результате добытая рыба в значительной степени теряет потребительские свойства.
Начальник пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Сергей Кудряшов подтвердил, что такая проблема действительно существует, но есть и её решение. Сергей Васильевич сказал, что капитан судна может сдать разрешение о работе в исключительной экономической зоне Российской Федерации, после чего отправляться на промысел. Когда компании снова потребуется работать только в российских водах, то разрешение им будет выписано снова.
«Вы хотя бы уведомите меня, письмо напишите или хоть смс-ку о том, что намереваетесь пересечь границу, а документ сдадите потом - в случае, если вы находитесь в море» - сказал Сергей Кудряшов.
Стоит отметить, что депутаты Государственной думы этот вопрос обсуждали уже не раз. Поступали такие предложения, как упростить процедуру пересечения границы или же оборудовать отдельные пункты пропуска. Но сложности все равно остаются - судовладельцам придётся готовить экипаж на промысел как к выходу за границу. А бесконтрольное пересечение границы не хотят разрешать таможенники, поскольку это приведет к всевозможным нарушениям - от незаконного вывоза морских биоресурсов до контрабанды оружия и перевозки нелегалов (в виду несовершенства системы мониторинга).