С ноября 2012 года объём перевозимых по железной дороге грузов сокращается. В начале этого года глава РЖД Владимир Якунин поручил всем главам региональных дорог подготовить антикризисный план, а также распорядился урезать бонусы топ-менеджерам. Начальник ОЖД Виктор Степов (фото) поделился своим видением проблемы этой проблемы в интервью «Деловому Петербургу».
- С конца 2012 года Владимир Якунин говорит о сокращении объема перевозок на сети. Как обстоят дела на Октябрьской дороге?
- Кризисные явления магистраль почувствовала в ноябре и декабре 2012 года. Сокращение объёма перевозок было обусловлено инертностью производства, в связи с чем уже тогда была определена программа оптимизации расходов.
- Какие целевые показатели по сокращению затрат ставит перед вами руководство РЖД?
- Нам поставлена задача - в течение 2013 года сократить издержки на 2,8 млрд рублей. На Октябрьской магистрали издержки будут снижены во всех производственных процессах - будь то связь, тепло- и водоснабжение, энергетика, ремонт пути, локомотивов и вагонов.
Помимо того, уже с 2009 года мы внедряем на нашей дороге бережливое производство. Это концепция управления предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению различных видов потерь. Когда мы начинали, полезная стоимость наших процессов была 7%, через 3 месяца работы с американскими консультантами мы достигли отметки 57%, и этот показатель продолжает расти. Но достичь 100%, конечно, невозможно. Внедрение системы бережливого производства не требует крупных капиталовложений, иногда бывает достаточно поменять местами оборудование. Например, наше депо «Санкт-Петербург Балтийский». После проведения аудита там была изменена технология работы, переставлено оборудование. В результате предприятие может производить ремонт 260 секций в год, а прежде этот показатель не превышал 220 секций в год.
Благодаря внедрению технологий бережливого производства мы снизили себестоимость работ и забрали рынок - к нам везут электропоезда практически со всей европейской части России, потому что мы делаем качественнее и дешевле. После ряда аналогичных преобразований в Петрозаводске депо стало лучшим в России в своем направлении.
Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации издержек каждого сотрудника. Для этого проводится обучение: в 2012 году на полигоне магистрали обучено 20 тысяч работников. Люди загорелись этой идеей. На дороге создан проектный офис, и любой человек, даже со стороны, может предлагать проекты улучшений. Если чьё-то предложение реализуется, то авторам выплачивается вознаграждение - 10% от средств, сэкономленных в результате его реализации. На Октябрьской дороге уже удалось сэкономить сотни миллионов рублей, а когда бережливым производством будет охвачена вся сеть железных дорог, то счет пойдет на десятки миллиардов.
15.04.13