Отсутствие взаимопонимания между ЦБ и Госдумой может привести к тому, что уже с 1 июля гражданам, покупающим товары через Интернет, будет затруднительно вернуть средства в случае отказа от покупки. Такая проблема с середины текущего года возникнет у тех, кто предпочитает расплачиваться онлайн анонимно - а таких, по оценкам участников рынка, несколько десятков миллионов. Впрочем, несмотря на масштабы проблемы, регулятор не готов пойти навстречу участникам рынка, пишет kommersant.ru.
Поправки, ухудшающие положение владельцев так называемых предоплаченных карт, содержатся в обновленном положении Банка России «Об эмиссии банковских карт..» (266-П). Согласно ему, с 1 июля текущего года предоплаченные банковские карты могут использоваться лишь для операций с электронными денежными средствами.
Поскольку в настоящий момент порядок возврата средств в таком случае законодательно не опредёлен, ЦБ просят отсрочить вступление данного положения в силу до 1 января 2014 года.
Сейчас закон «О национальной платежной системе» предусматривает, что юридические лица могут осуществлять электронные платежи в пользу граждан (что и происходит при возврате товара, купленного онлайн) только в случае, если граждане обладают персонифицированным электронным кошельком. Однако это ограничение не распространялось на предоплаченные карты (в том числе виртуальные), привязанные к неперсонифицированным электронным кошелькам (заводятся без указания паспортных данных). На 1 января 2013 года всего было эмитировано 48 млн предоплаченных карт, причем большинство из них, по словам участников рынка, не персонифицированы. Сегодня при оплате такими картами и дальнейшем отказе от покупки проблем с возвратом денежных средств не возникает. Но такой порядок будет действовать лишь до 1 июля.
Устранить возникающие правовые коллизии и определить порядок возмещения электронных средств в случае возврата покупки должны были поправки к закону «О национальной платежной системе», внесённые в Госдуму в конце прошлого года. В частности, они предусматривают возможность получения гражданином электронных средств от юрлица в случае отказа покупателя от товара (работы, услуги) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Однако законопроект еще не рассматривался ни в одном чтении, так как отзыв правительства на него поступил лишь в прошлую пятницу (против внесения поправки правительство не возражало). «Успеть принять законопроект во всех трех чтениях в текущую сессию нам вряд ли удастся, я надеюсь, что он будет принят в ближайшее время хотя бы в первом чтении», - пояснила глава банковского комитета в Госдуме Наталья Бурыкина.
Таким образом, трудности с возвратом денег за покупки, совершенные онлайн, могут растянуться как минимум до следующей сессии работы Госдумы. Или даже дольше, учитывая, что в ЦБ, несмотря на масштабы проблемы, прислушаться к доводам участников рынка платежных систем не пожелали. «В ЦБ, отказываясь корректировать свой нормативный акт, сослались на то, что Госдума в прошлом году сочла неудовлетворительной его работу в сфере платежей, поэтому сейчас давать повод для упреков не намерен», - рассказал собеседник.
Между тем если ЦБ не согласует свою позицию с Госдумой, пострадают в первую очередь граждане. По подсчетам партнера «Data Insight» Бориса Овчинникова, случаи возврата товаров в сфере электронной коммерции составляют 1-2% от совершенных покупок, отказы и частичные отказы при получении товара - более 5% случаев. Таким образом, при объеме рынка электронной коммерции по итогам 2012 года 290 млрд рублей сумма возвратов гражданам могла составить 0,3-1,7 млрд рублей. «Масштабы рисков, связанных с попытками обналичивать средства через предоплаченные карты (именно такими рисками ранее ЦБ мотивировал ограничение операций по предоплаченным картам лишь электронными переводами), несопоставимы с неудобствами от таких нововведений для обычных граждан», - считает председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.