Старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов провел ежегодную встречу, на которой рассказал о влиянии событий 2022 года на ИТ-отрасль, как ключевые вызовы изменят ИТ-функцию в компаниях, а также на какие технологические тренды 2023 года в России и мире стоит обратить внимание.
«Современный мир постоянно меняется, и для построения успешного бизнеса сейчас необходимо создать сильную ИТ-функцию, которая не только имеет представление о технологических трендах, но и помогает определить вектор развития организации», - подчеркнул в начале выступления Кирилл Меньшов.
Он отметил, что в 2022 году началась новая веха, которая внесла существенные изменения в деятельность стратегического планирования и формирования списка трендов.
«Это был сложный год для всего мира, мы видим, что это был плохой период для масштабных стартапов, а поиск абсолютно новых ниш и идей значительно замедлился», - сказал эксперт.
Так, баланс сместился в сторону четырех ключевых вызовов для трансформации ИТ-функции в компаниях. Во-первых, это импортозамещение и устойчивость к санкциям, когда наблюдается ограниченный выбор или отсутствие ИТ-решений, а также разрыв или отказ от продления лицензионных решений. Во-вторых, это информационная безопасность, когда есть риск остановки работы сервисов и кражи данных из-за повышения числа кибератак, ограничение в использовании иностранных средств ИБ и развитие российского рынка кибербезопасности, угрозы шпионского и вредоносного воздействия. В-третьих, это финансы - ограниченный бюджет на ИТ при растущем уровне ТСО, ужесточение контроля бюджета в связи с ограничением ресурсов и санкционным давлением. И в-четвертых, это персонал, когда остро встал вопрос борьбы за кадры с крупными ИТ-компаниями, цифровыми игроками и банками.
В связи с этим на 2023 год сформировались пять групп основных трендов в России.
Технологические и цифровые тренды
Умные устройства. По словам старшего вице-президента по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилла Меньшова, они никуда не исчезают. «Постепенно количество таких устройств с каждым годом будет увеличиваться, и, возможно, все устройства со временем будут подключены к интернету. Да, этот путь не быстрый, может займет 10, а может и 15 лет», - предположил он.
Искусственный интеллект. «Мы пока не видим в жизни яркого его проявления, мы привыкли к умным колонкам и чат-ботам. Очевидно стало, что малая часть населения хочет общаться с машиной. А если подумать, то машинам удается неплохо управлять людьми - например, в такси задание водителям дает не человек, а машина, также монтажникам и курьерам по доставке продуктов. Вместо того, чтобы заменить человека, как это предполагалось, искусственный интеллект начал управлять людьми», - пояснил Кирилл Меньшов.
Эра данных. В связи с ростом доступной информации, необходимо развивать методы и скорости сбора, обработки и анализа данных.
Тренды ИТ и информационной безопасности
«Первое - это каналы взаимодействия. Это ключевой аспект, над которым мы постоянно работаем. Здесь заложены развитие новых способов и каналов взаимодействия с клиентами и сотрудниками для повышения качества», - пояснил спикер.
Далее идет автоматизация - построение новых эффективных решений, направленных на качество, скорость принятия решений.
Информационная безопасность - развитие технологий для обеспечения безопасности процессов, данных и каналов взаимодействия с клиентами.
ИТ-кадры - привлечение специалистов, обеспечение привлекательных условий труда, повышение эффективности работы.
Телеком-тренды в разрезе ИТ-технологий
Развитие связи и оптимизация издержек - здесь речь идет об увеличении зоны покрытия связи при одновременном снижении стоимости владения телеком-инфраструктуры.
Клиентские технологии подразумевают под собой распространение технологий сбора и обработки данных об абонентах, автоматизации и процессов обслуживания и решения проблем.
Лояльность клиентов - это всестороннее изучение клиентов и использование новых каналов взаимодействия для формирования лучшего клиентского опыта.
Тренды государственного управления, которые могут повлиять на технологии в компании
«Здесь наглядный пример - это электронные права, QR-коды, а также в перспективе разработка цифрового паспорта. Важно понимать, каким образом государство видит развитие цифровизации, чтобы бизнес был готов к инновациям», - рассказал старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов.
В частности, этот тренд включает в себя развитие ИТ-отрасли и отечественные технологии, обеспечение технологической независимости, повышение эффективности оказания цифровых услуг, развитие цифровых компетенций, а также цифровая экономика - это цифровые подписи и документы, сервисы, развитие отраслевых решений.
Мировые технологические тренды 2023 года
Оптимизация - тенденция к оптимизации ИТ-систем для повышения надежности устойчивости к изменениям и повышения доверия.
Масштабируемость - технологический стек, позволяющий оперативно масштабировать бизнес-модели компаний.
Новатор - технологии, позволяющие полностью пересмотреть существующие бизнес-модели и получить новый технологический бизнес. Например, сделать суперприложение - объединение приложения, платформы и экосистемы в одном канале с предоставлением инструментов сторонним компаниям для разработки и публикации собственных мини-приложений.
«Сейчас основная задача - это построение цифровой иммунной системы, которая позволяет бизнесу восстанавливаться. Анализируя мировые тренды, «Ростелеком» выделяет для себя ключевые направления: отраслевые облачные решения, платформа разработки, адаптивные ИИ. С чем мы по итогу придем к концу 2023 года - покажет только время», - резюмировал Кирилл Меньшов.
Фото: ПАО «Ростелеком»
Сейчас также читают: ДТП с участием двух авто произошло на съезде с Рогозерской в Мурманске