12:4615.12.23

КОЛОНКА РЕАКЦИИ. «Приказываю усилить»: что изменилось в заполярных школах после стрельбы в Брянске?

КОЛОНКА РЕАКЦИИ. «Приказываю усилить»: что изменилось в заполярных школах после стрельбы в Брянске?

Ученица мурманской школы второклассница Милана боится охранника. Ничего плохого ей этот человек не сделал. Но девочка просит маму или старшую сестру проводить её и старается не смотреть в сторону стража учебного заведения. Седовласый мужчина в форме свою работу выполняет – прикрикивает на расшалившихся школяров, не пропускает в здание людей без документов, не позволяет пройти мимо рамок металлоискателя на входе. Одним словом – охраняет. 

ОХРАНА ПОД ОХРАНОЙ

На входе в гимназии № 5 Брянска 13 лет подряд сидела пожилая женщина. А после того, что произошло 7 декабря 2023 года, она оказалась за решеткой. Так же, как директор частного охранного предприятия, осуществлявшего услуги по охране. Пусть под домашним, но тоже арестом и заместитель директора гимназии по хозяйственной части, которую обвиняют в халатности - установленная на входе в школу рамка металлодетектора не работала. Под стражей оказался еще один человек - отец 14-летней школьницы, расстрелявшей в одноклассников из охотничьего ружья.

Ее звали Алина. Она училась в восьмом классе. Вместе с сестрой-близнецом Дашей. В день трагедии она сменила белую блузку на черную одежду и берцы. Прошла в школу сквозь неработающие рамки мимо нестрашной охранницы. В тубусе для бумаги - отцовский дробовик, взятый из сейфа без его ведома. При себе - два ножа, один - в носке. В рюкзаке - бутылка с растворителем, спички и несколько зажигалок. В коридоре ее видела завуч. Войдя в класс, девочка сначала села на свое место. Но вскоре встала и открыла стрельбу по одноклассникам. 13-летняя М. погибла на месте. Серьезно пострадал от попадания дроби в грудь и конечности 14-летний подросток. Еще четверых одноклассников зацепило дробью. Не обращая внимания на учителя биологии, пытавшуюся остановить расправу, девочка совершила самоубийство на глазах перепуганных подростков.

Возбуждено пять уголовных дел. Они связаны со статьями об убийстве и покушением на убийство, доведении до самоубийства, небрежном хранении огнестрельного оружия, оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, а также халатностью.

При жизни девушка вряд ли могла рассчитывать на ту шумиху, которая поднялась вокруг нее сейчас. О причинах, заставивших тихую школьницу Алину взяться за оружие, сейчас гадает добрая половина страны.

УЧИТЕЛЯ РАБОТАЮТ С БУМАГАМИ, А НЕ С ДЕТЬМИ

Задаются этими вопросами и северяне – учителя, ученики, психологи, педагоги и представители власти. Мы осуждаем насилие в любом его проявлении. Но то, что случилось – уже случилось.

- Раньше, когда я училась в школе, оружия в свободном доступе, как сейчас, не было. Но разборки и резня тоже случались. Так что, это не ново. И средства массовой информации об этом не писали, скрывалось много, - уверена педагог с 30-летним стажем из Мурманска.

- Кто виноват? Все! Я виновата, общество, школа, учитель. Потому что у нас учителя сейчас предоставляют образовательные услуги. Они теперь работают не с детьми, а с бумагами. Школа больше не несет воспитательной функции. И наших детей воспитывает не школа, не семья, а интернет. Родители заняты работой, учителя – оформлением бесконечных документов, а дети брошенные. И они не умеют сопереживать и справляться со своими эмоциями. Никакая охрана и рамки не помогут. Если травля была, то учителя просто не могли этого не знать, не увидеть. А если видели, почему не отреагировали? – считает мурманчанка, мама троих детей, две из которых- школьницы.

Классная руководительница Алины сообщила, что последние пару дней та была «ни жива, ни мертва», странно выглядела. Заметила. Но рассказала об этом уже следователям, работающим над делом. По оценке педагогов, школьница была замкнутой, но училась хорошо. Обычно общалась с сестрой, они вместе приходили в школу. За пару недель до трагедии класс, в котором обучались сестры, протестировали на выявление суицидальных наклонностей и чувства одиночества. Результаты Алины тревоги у психологов не вызвали.

ПРИКЛАДЫВАНИЕ ПОДОРОЖНИКА К ОТКРЫТОЙ РАНЕ

- Проблема буллинга была, есть и, к сожалению, останется до тех пор, пока меры не начнут применять к детям-агрессорам. Любые усиления мер безопасности в образовательных учреждениях будут прикладыванием подорожника к открытой ране, а не решением самой проблемы. Я как специалист убеждена, что этой проблемой должны заниматься педагоги в школе, потому что именно они проводят с детьми большое количество времени и видят взаимоотношения в детском коллективе, - считает психолог Юлия Трифонова.

По её мнению, введение мер быстрого реагирования на ситуацию проявления агрессии, травли позволило бы детям не участвовать в подобных ситуациях. Психолог считает, что сейчас с детьми, которые занимаются буллингом, либо проводится беседа, либо вовсе не предпринимается никаких мер. Но сама ситуация не решается. Если агрессоры будут знать, что они понесут серьезную ответственность за травлю других детей, они будут задумываться, надо им это или нет.

ДЕНЬ КАК ДЕНЬ

В день трагедии Даша пришла в класс без сестры. Занятия начинались со второго урока, биологии. Девушке ничего не было известно о планах Алины. После того, что сделала сестра-близнец, девочка была в шоке, целовала руки приехавшей мамы и плакала. О конфликтах в классе руководству гимназии известно не было. Тот, что случился у Алины с одной из одноклассниц, считался решенным и забытым. Да и произошел он пару месяцев назад. Родители девочки М., которая погибла от пуль, считают, что она не была целью, а случайно попала под обстрел. Девочки общались, были друг у друга на праздновании дней рождения. Ни о каком соперничестве из-за мальчика никто не слышал и не знал.

- Это произошло, потому что девочку ранили душевно. Учителя, родители и одноклассники не интересовались её жизнью, что у неё хорошего и что плохого. Из-за этого она замкнулась и скапливала гнев на людей в себе, вот он и вылился. Ещё из-за неумения контролировать свой гнев, неумения прощать и понимать. Что делать? Ну, во-первых, поставить нормальных охранников и систему безопасности. А во-вторых, интересоваться жизнью своих детей/ учеников/друзей, спрашивать не только «как дела в школе?», но и «как ты себя чувствуешь?», «почему тебе грустно?», «тебе нужна помощь?» и т. п. Людям всего мира нужно признать, что обращаться за помощью — это нормально, - считает студентка первого курса «Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота».

Мама Алины и Даши тоже заметила, что и без того неразговорчивая дочь в последние пару дней совсем перестала отвечать на вопросы. Утром в день трагедии отказалась от еды, а уходя, кинула матери фразу: «Не вой!». Смысл женщина поняла лишь час спустя, когда из школы сообщили страшную весть.

Отец девочек – сотрудник ЧОПа. Сейчас мужчина под стражей. Его обвиняют в небрежном хранении оружия и доведении дочери до самоубийства.

- Девочку ведь травили. У моего сына в классе случаются разные ситуации. Но со слов 12-летнего ребенка я понимаю, что все случаи происходят с молчаливого согласия или при участии учителей. Школьные психологи помочь не могут, может помочь только тот, кто обладает авторитетом в глазах детей – учитель, классный руководитель. А если он знает о конфликте и ничего не делает, более того, своим поведением побуждает продолжать травлю – это же страшно, - считает мама пятиклассника из Мурманска.

- Виноваты и учителя, и родители. Видели состояние девочки, но не предприняли никаких мер. Что делать? Я думаю, в школах давно есть охрана, которая может досмотреть и детей, и взрослых. Внимательнее просто нужно быть, - высказывает свое мнение мама старшеклассника-кадета из Североморска.

СЛЕДИТЬ ЗА ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАСТРОЕМ

После трагедии в Брянске по всей России проходят рейды по проверке безопасности школ, усилены меры. Мурманская область – не исключение.

Проведение с сотрудниками охраны, работниками и обучающимися образовательных организаций внеплановых инструктажей о порядке действий при угрозе совершения террористического акта; усиление обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов; исключение бесконтрольное пребывание на объектах посторонних лиц и транспортных средств; увеличение частоты периодических проверок зданий, строений, сооружений, а также уязвимых мест и критических элементов объектов, систем подземных коммуникаций и стоянок автомобильного транспорта; усиление контроля за поддержанием в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения объектов бесперебойной и устойчивой связью - такой список мер рекомендован Министерством образования и науки Мурманской области учебным заведениям региона.  

Руководство школ, гимназий, колледжей и других учреждений отреагировало оперативно и приняло приказы об усилении мер безопасности. Вот выдержка из документа одного из учебных заведений региона: «… в целях своевременного обнаружения и предотвращения опасных ситуаций, поддержания порядка и реализации мер по защите детей и работников в период нахождения на территории в здании учебного заведения

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.       Усилить до особого распоряжения пропускной режим.

2.       В период усиления режима запретить:

- допуск лиц, не имеющих отношения к образовательной деятельности;

- внос материальных ценностей в здание учебного заведения;

- въезд постороннего автотранспорта на территорию учебного заведения;

- передвижение по учебному заведению родителей без сопровождения дежурного администратора и/или классного руководителя и/или учителя-предметника.

Действие настоящего пункта не распространяется на лиц, не связанных с образовательным процессом, посещающих *** по служебной необходимости, транспорт госорганов и транспорт МАО ЦШП. В иных случаях допуск лиц и транспорта возможен только по распоряжению директора и после контрольной проверки охранником».

- В образовательных организациях области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на предупреждение агрессивных действий несовершеннолетних. С сотрудниками беседуют на предмет обеспечения безопасности и профилактики агрессивного и противоправного поведения обучающихся. Введены ограничения на персональные канцелярские ножи на территории школы и особый контроль за хранением колющих и режущих инструментов в недоступных для подростков местах. В школах организованы дежурства. Педагогам-психологам и классным руководителям предписано проводить анализ настроения учеников и классов в целом. На деле – следить за эмоциональным настроем, высказываниями в адрес школы и педагогов. В том числе, в социальных сетях, – сообщили Nord-News в Министерстве образования и науки Мурманской области.

Также специалисты министерства дали справочную информацию о том, что в системе образования Мурманской области с 2019 года действует психологическая служба, работа которой направлена, в том числе, на снижение рисков дезадаптации и негативной социализации. В регионе нет образовательных организаций, в которых отсутствует подобное сопровождение. При отсутствии в штате нужного специалиста образовательная организация заключает соглашения с Центром психолого-педагогической, медицинской и социально-помощи или используется ресурс муниципальной психологической службы.

Будет ли достаточно этих мер, наверное, покажет время. Хотя, в этой истории больше так и остается вопросов, чем ответов. И не закончится она и тогда, когда виновным, по мнению закона, будут вынесены приговоры. Две жизни, пять раненных подростков, пять уголовных дел. И это – не урок арифметики. Это жизнь. Для двух девочек оборвавшаяся на цифрах 13 и 14.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Девятилетняя Милана боится школьного охранника. И очень просит маму проводить ее в школу. Маму внутрь не пускают, и Милане приходится, зажмурившись, пробегать мимо грозного стража. А мальчики из старших классов смеются над малышкой и пересказывают друг другу новую шутку: «Как пронести в школу банан, чтобы никто не заметил? - В стволе ружья!»

Фото: Екатерина Громова

Сейчас также читают: У маленького северянина с синдромом Гурлера приживаются донорские клетки

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

00:00В 44 домах Мурманска отключат отопление и горячую воду

19:29Проект строительства инфекционного корпуса в Мончегорске уже проходит экспертизу

18:25Командующий ВМФ России: «Роль Мурманской области в поддержке бойцов СВО очень важна»

18:00Много уже сделано - депутаты горсовета Мурманска оценили отчет главы региона

17:36Игорь Морарь: Активная и системная работа губернатора вывела Мурманскую область на новый уровень

16:38Почти 70 млн рублей выплатили спортсменам в 2023 году в Мурманской области – Андрей Чибис

16:37Льготники в Мурманской области смогут получить аванс на протезирование зубов

16:18Жители Заполярья смогут использовать искусственный интеллект и умных помощников во время телефонных разговоров

16:14Ремонт школ в Заполярье позволил улучшить условия обучения для 8 тысяч детей

16:05Стали известны зарплаты сотрудников Кольской АЭС

15:56От северян ждут предложений в план развития Мурманской области на следующие пять лет

15:39Андрей Чибис: Ведем переговоры с застройщиками по жилым домам «в рынок» в Мурманске

15:29В Мурманске идёт строительство двух домов для молодых специалистов - Андрей Чибис

15:21Зарплату всех педагогов Мурманской области необходимо поднять с сентября – Андрей Чибис

15:13В развитие МАУ за 5 лет направлено 10 млрд рублей - Андрей Чибис

15:02Она сказала «да»: Молодой человек сделал предложение избраннице на берегу моря в Териберке

14:57«Страшные цифры»: Более 80% северян страдают дефицитом витамина D

14:52Зарплаты медиков в Мурманской области выросли более, чем на 50% - Андрей Чибис

Все новости