17.03.20
 

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Флот для рыболовства в ворота не лезет

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Флот для рыболовства в ворота не лезет

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 12 марта 2020 года прошло совещание «О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота». Казалось бы, ну и чего тут особенного, мало ли какие собрания не проводят в Москве, причем тут мы? А дело все в том, что именно в нашей рыбной столице разворачивалась эта увлекательная история.

Ровно четыре года назад, 17-18 марта 2016 года в Мурманске состоялось важное событие - первый Международный форум по судостроению и безопасности мореплавания «Флот для рыболовства - новый импульс развития». Повестка дня форума была стратегическая: обновление рыбопромыслового флота в Российской Федерации. Главный вопрос для обсуждения: способны ли отечественная судостроительная отрасль в тесной кооперации с федеральными министерствами и ведомствами обеспечить в России строительство современного рыбопромыслового флота? В том мероприятии приняли участие представители центральных и региональных органов государственной власти, более ста рыбодобывающих компаний со всей России, десяток отечественных судостроительных предприятий и конструкторских бюро, крупнейшие российские банки и лизинговые компании. Приехали также и заграничные гости, они же главные поставщики различных технических агрегатов и судового оборудования - лица заинтересованные. Более 450 человек из 18 регионов России и нескольких иностранных государств.

На улице погода была, прямо скажем, не очень, серо и облачно, а в зале сияло солнце - атмосфера праздника и движения вперед, в светлое будущее. В те хорошо организованные и энергичные дни в гостинице «Арктика», как и принято по законам жанра, состоялось торжественное подписание ряда каких-то соглашений между судостроительными и рыбопромышленными предприятиями, а также различными уровнями государственной власти. Яркие баннеры, столы, 450 стульев и микрофоны привезли из Москвы. Красиво и солидно, можно было сравнить все происходящее с актом массового бракосочетания.

На форуме, будучи в центре всеобщего внимания, вице-президент по гражданскому судостроению АО «Объединенная судостроительная корпорация» (далее - ОСК) Евгений Загородний с трибуны смело пообещал опровергнуть тезис о том, что у нас строить дорого. «Мы полагаем, что в условиях стабилизирующейся ситуации и прохождения дна кризиса все обязательства, закрепленные в судостроительных контрактах и гарантиях, которые дает завод-изготовитель и головная компания ОСК, будут выдерживаться», - обнадежил всех товарищ Загородний. Были, конечно, и другие, основанные на практике российского судостроения, точки зрения среди присутствующих в зале, но острые и конкретные вопросы по существу обсуждаемой темы организаторы судьбоносного мероприятия оставляли без ответов, не хотели, наверное, портить праздник. Однако, как сегодня выясняется, критики тогда оказались правы, с точностью почти 100%.

Прошло четыре года. Что мы слышим теперь от крупнейшей судостроительной корпорации России? «Вынужден отметить, что мы уже пожали горький мед, если можно так сказать, строительства рыболовецких судов. Когда несмотря на все наши обращения, несмотря на все наши призывы государство не смогло договориться или заставить, как хотите, рыбаков ограничиться двумя-тремя проектами, чтобы мы по этим проектам строили весь объем рыболовецких судов», - рассказал на пресс-конференции 9 декабря 2019 года президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. По его мнению, в результате каждый пошел в свою сторону. «Проект, во-первых, как всегда, норвежский, как всегда, по «веселым картинкам», как всегда, с затыками в Регистре. Как всегда, с кучей проблем, связанных с тем, что из «веселых картинок» в рабочую документацию все превращается болезненно, с непопаданием в цену, с убытками или с обидами в ту или иную сторону и с вопросами, которые в конечном итоге приводят к тому, что мы вместо того, чтобы сделать три головных судна и после этого построить 30 серийных, имеем на сегодняшний день 16 головных заказов, - пожаловался журналистам президент ОСК. - Это, конечно, ни в какие ворота не лезет».

Кроме этого, руководитель ОСК отдельно подверг критике программу по строительству судов-краболовов. «Из того, что я сейчас слышу, Росрыболовство опять устранилось от этой проблемы. Мол, это не наше дело, идите, с теми, кто ловит, и разговаривайте. Всё опять будет замечательно, всё будет здорово, и заказчик, как всегда, будет прав, но почему-то элементы государственной политики опять останутся за бортом этих краболовных судов», - заявил глава корпорации.

Вот так. Все кругом виноваты. А рыбаки в первую очередь. Главный судостроитель страны вероятно желал бы иметь два-три проекта и подневольных молчаливых заказчиков, так ему удобней, чем делать то, что за свои деньги хотят от него независимые частные компании-заказчики гражданского судостроения. С таким подходом не согласились в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где 12 марта 2020 года прошло совещание «О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота». Это, конечно, был не мировой форум судостроения, не тематический праздник, а скорее производственная оперативка по факту какого-нибудь серьезного происшествия. Провел мероприятие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. И это не случайно, кроме высоких государственных постов, которые он занимал в своей жизни, Сергей Герасимович в прошлом начальник производства, главный инженер и генеральный директор крупного завода в Нижнем Новгороде - тему знает. В совещании приняли участие сенаторы, представители Минпромторга России, Минсельхоза России, Росрыболовства, АО «Объединенная судостроительная корпорация», ПАО «Северная верфь», рыбацких отраслевых союзов и ассоциаций.

На практике верфи оказались не готовы к сложным гражданским заказам. На совещании руководитель одной из самых проблемных верфей откровенно заявил, что финансовое положение завода критическое и попросил поторопиться с реструктуризацией и другими мерами поддержки, в противном случае достраивать суда будет не на что. Когда говорят, что на его предприятии проблема, а у других проблем нет, это означает только то, что все остальные заводы по каким-то своим причинам не афишируют сейчас эти проблемы. Подождем еще полгода, там будет ясно, у кого какие срывы сроков и куда что переносится, - заступился он за репутацию своего предприятия. Вот это откровение так откровение. Действительно, несмотря на заоблачные цены создания рыбопромысловых судов на отечественных верфях, задержки в строительстве идут по всем российским заводам и составляют от трех месяцев до года и более.

По мнению Сергея Митина, программа строительства судов под инвестквоты может быть сорвана. «Проведенная комплексная работа позволила выявить целый комплекс проблемных вопросов, сдерживающих реализацию инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота», -заявил сенатор. Среди них он назвал общую ограниченную готовность российских верфей для строительства рыбопромысловых судов, неудовлетворительное финансовое состояние заводов, связанное с долгосрочной банковской задолженностью, не всегда технологическая готовность для строительства этих судов. Отсутствие у верфей собственных конструкторских бюро и как следствие - отсутствие типовых проектов, из которых потенциальные заказчики могли бы выбрать наиболее привлекательные проекты. Ещё одна проблема - нехватка рабочей силы и отсутствие квалифицированных специалистов на территориях, где расположены верфи. «Обозначенные проблемы российских судостроительных заводов и отрасли судостроения в целом делают иностранные судоверфи более привлекательными для рыбопромышленников», - вынужден был констатировать сенатор. «Мы хотим за пять следующих лет построить 78 судов. Не бывает таких чудес, если не принять какие-то сверхординарные меры - организационные, финансовые, экономические, политические. Нужно что-то делать!», - резюмировал Сергей Митин.

Изумляет реакция другой стороны. Федеральные чиновники хладнокровно признают, что верфи столкнулись с затруднениями, но не видят в этом ничего страшного, министерства и ведомства ежеквартально ведут контроль за реализацией инвестиционных проектов и также постоянно фиксируют отставание от графика строительства судов. Несмотря на сложившуюся ситуацию в ОСК экспериментом с рыбаками удовлетворены - не больше и не меньше! «Мы считаем, что программу, которую реализует Росрыболовство, так называемые квоты под киль, надо распространять, расширять. Мы полностью это поддерживаем», - заявил представитель судостроительной корпорации. В ОСК, кроме того, надеются, что в рамках финансового оздоровления оборонки, им помогут.

Вот так - все просто. Да, им-то помогут (деньгами), они оборонка, а рыбакам что делать в этой ситуации? Они добросовестно оплатили принятые к строительству заказы, десятки миллиардов рублей, и что? Принимавший участие в данном мероприятии автор этого материала призвал сенаторов и руководителей федеральных министерств подумать над компенсацией рыбному бизнесу ущерба от сдвигов сроков ввода в эксплуатацию новых судов. Рыбопромышленники выполняют свои обязательства перед верфями в полном объеме, тем не менее очевидно, что имеет место срыв графиков строительства, что влечет за собой перенос сроков ввода в эксплуатацию новых рыболовных судов и освоения ими инвестиционных квот. Это приводит к дополнительной значительной финансовой нагрузке на заказчиков (рыбаков) по обслуживанию многомиллиардных кредитов, взятых в банках на строительство нового флота. В связи с этим было бы справедливо рассмотреть возможность продлить сроки договоров на вылов водных биологических ресурсов в инвестиционных целях с 15 до 20 лет.

В конце апреля в верхнюю палату Федерального Собрания будет приглашен президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов. Расскажет что-нибудь. Хотя, кто его знает. Может быть, как Никита Сергеевич Хрущев, на XXI съезд КПСС («догнать и перегнать») будет по старой традиции продолжать громить ревизионистов, оппортунистов и «примкнувшего к ним Шепилова», за то, что социализм пока не одержал полную и окончательную победу над капитализмом, а ОСК еще не вступила в период развёрнутого коммунизма. Если серьезно, то действительно надо что-то делать, ну, не начинать же рыбакам развод и судебные тяжбы с предприятиями российского судостроения, для чего тогда «свадьбу играли» в Мурманске в 2016 году? Деньги-то заводы взяли, а получается пока - «флот для рыболовства - в их ворота не лезет».

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

11:48В Мурманске участников Детского лыжного марафона наградят знаменитые спортсмены

11:22Стали известны имена победителей конкурса «Доброволец Мурманска — 2024»

11:05В Кировске протестировали маршрут трассы-аналога «Tour de Ski»

10:56В Мурманске во второй раз состоится международный театральный фестиваль

10:28До июля в Мурманске заменят уличное освещение на Баумана и Зеленой

10:04С 29 марта в Мурманской области усилили меры безопасности

09:45В Полярных Зорях осудят убийцу целой семьи. Посмертно

09:35«Хибинская весна»: при поддержке ФосАгро в Кировске вновь пройдет финал Кубка России по лыжным гонкам

09:00Умеренный ветер и небольшой снег прогнозируют в Кольском Заполярье

00:00В трех домах Мурманска отключат холодную воду

19:17Житель Кандалакши отправится в колонию за долги по алиментам

18:20«Цифровые кадры» в сфере строительства начали готовить в МАУ

17:20Зураб Церетели подарил музею Мурманска бронзовую скульптуру

17:03В Мурманске обновили два этажа поликлиники на Шмидта

16:39В Мурманске судят мужчину за убийство и расчленение

16:28Водитель «Лады» не справился с управлением на автодороге «Мишуково-Снежногорск»

15:46Бивший жену «порядочный гражданин» из Апатитов отсудил у Российской Федерации 200 тыс. рублей

15:39«Добро» с отремонтированным фасадом пытаются пустить с молотка в Мурманске

Все новости