27.07.22
 

АНДРЕЙ МИЛОХИН. Говорить по-русски, работать по-японски

АНДРЕЙ МИЛОХИН. Говорить по-русски, работать по-японски

Собирался обсудить родные для меня темы путешествий, туризма и гостиничного бизнеса, но не смог пройти мимо темы, которая в последнее время нет-нет, да и вспыхивает в общественном поле.

Недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко произнесла очень эмоциональный монолог про чистоту русского языка и призвала «...рассмотреть возможные пути законодательного решения этого вопроса». В завершение она зачитала частушки, высмеивающие слова типа селфи, фронтмен, волонтер, пати, бэйбиситер и прочие разные воркшопы. И тут я испытал дежавю (если так еще можно говорить), потому что такое я уже слышал, а также испытал чувство гордости за мурманских журналистов, потому что они задолго до спикера СФ озаботились данным вопросом.

Вспомнилось, как один наш очень талантливый колумнист в известной мурманской газете в период принятия поправок в Конституцию РФ в далеком уже 2020 году, рассуждая в унисон с актером Безруковым о важности поправки о русском языке, критиковал многочисленные заимствования из других языков и не хуже Валентины Ивановны высмеивал всякие брифинги и лизинги. Я читал это с большим внутренним одобрением, т.к. тоже являюсь сторонником чистоты русского языка, но без перегибов. Справедливости ради, надо признать, что в той же газете другие авторы по-прежнему продолжают активно употреблять иностранные слова и термины. Возможно, это объясняется тем, что они не читают статьи своих коллег по перу.

А совсем недавно на одном очень популярном сайте была размещена статья «Govorite po-russki» с такими же призывами беречь наш язык и даже с критикой неназваных обобщенных чиновников, которые злоупотребляют новоязом. Автор даже прошелся по городу, чтобы сопроводить статью несколькими фото магазинов и салонов с франко-англоязычными названиями. Правда, непонятно зачем он между делом презрительно обозвал владельцев малого торгового бизнеса «заполярными торгашами», но призыв использовать родные названия нельзя не поддержать.

Лично я очень люблю и ценю русский язык. Считаю, что редко какие другие языки в мире способны так тонко и сочно передавать смысл повествования на любую тему. А российские рокеры разбили в пух и прах теорию о том, что рок заточен под английский язык и только на нем можно сочинять и петь роковые песни. В разговорах с друзьями я иногда иронизирую над чрезмерными попытками вворачивать в разговор всякие иностранные словечки. Но, читая статью «Govorite po-russki», я не мог сначала понять, что меня в ней смущает. Потом понял - фотографии тех самых вывесок. А вернее не их самих, а то, на каком фоне они висят. Старые грязные фасады, дыры в страшных стенах, какие-то мотки проводов и кабелей. И это все в центре Мурманска, в том числе на проспекте Ленина! Причем некоторые фасады были отремонтированы совсем недавно и уже находятся в таком плачевном состоянии. Мне кажется, что именно это является позором, а не сами вывески на смеси французского и нижегородского.

Теперь о самих вывесках, вернее о иностранных названиях многих ресторанов, магазинов, салонов, торговых центров, жилищных кооперативов и т.п. Предлагаю всем задуматься, почему так? Мы же не будем на полном серьезе строить конспирологические теории о том, что какие-то несознательные граждане по заданию Госдепа злонамеренно употребляют нерусские названия, чтобы расшатать основы нашей страны и разогнуть наши скрепы. Почему же так популярны иностранные названия? Почему, даже одежду, обувь, технику российского производства в девяностые и нулевые годы молодые российские бизнесмены старались назвать не по-русски? Этот список огромен, давайте вспомним только несколько - INCITY, Paolo Conte, Тоm Klain, O'STIN, Sela, Zolla, Kanzler, Vitek, Bork, Supra и пр. А ответ очень прост. За многие десятилетия советские граждане четко запомнили, что, чтобы не писали газеты «Правда» и «Известия», импортные товары - самые качественные и модные. В условиях рыночной экономики и отсутствия такого понятия, как дефицит, западные компании добивались успеха только в том случае, если они постоянно заботились о качестве, постоянно внедряли новинки и т.д.

Те, кто постарше, прекрасно помнят какой высочайший статус был у моряков дальнего плавания. О, это сладкое тогда для многих слово «загранка»! Оттуда привозили своим женам вожделенные модные импортные вещи - джинсовых платья, финские и французские сапоги, парики, мохер (прошу молодежь не смеяться), коробки импортных конфет и духов, детям везли игрушки, переводилки, фломастеры, а себе - джинсы, куртки-аляски, пластинки и т.п. Те, кто имели должность побольше, или те, кто «умели крутиться», привозили магнитофоны, плейеры и цветные (!!!) телевизоры с дистанционным (!!!) управлением. Такие телевизоры на фоне громоздких тяжелых советских с черно-белым изображением казались фантастикой! Ну, а когда какой-нибудь редкий капитан на капитанскую зарплату умудрялся купить, а главное ввезти в СССР подержанный автомобиль, он превращался просто в инопланетное божество, на которое, открыв рот, с завистью смотрели обладатели «Жигулей» и «Волг». Можно вспомнить магазин «Альбатрос» для моряков загранплавания на улице Дзержинского, куда простые смертные не допускались, и где за так называемые бонны можно было купить импортные вещи. Бонны продавались с рук по курсу не 1:1, а по курсу 1:10, около входа всегда процветала нелегальная торговля с рук. 

А обувь и одежда фабрик «Скороход» и «Большевичка» спокойно лежали на полках магазинов и ажиотаж не вызывали по причине низкого качества и тотального отставания от моды. Ведь благополучие директоров и работников этих фабрик не зависело от красоты, модности и даже по большому счету от качества продукции. Главное было выполнить Его Величество План, спущенный сверху. Вот и выпускались миллионы пар обуви, которые пылились на полках. Все это сотни раз высмеивалось в кинофильмах и киножурнале «Фитиль».  Вот тогда в сознании советского человека крепко сформировалась и закрепилась мысль о том, что импортное – значит хорошее и наоборот. Закрепилась мысль о том, иностранное – значит престижное. Именно поэтому молодые российские предприниматели и стали давать своим брэндам иностранные названия. Именно поэтому до сих пор многие вывески пишутся с использованием иностранных слов. Хотя, как я считаю, за последние 30 лет многие наши товары повседневного спроса делаются довольно хорошего качества и уже не стыдно называть их родными именами. Но хотелось бы еще больше таких примеров. 

Поэтому необходимо создавать хороший инвестиционный климат, чтобы российские бизнесмены развивали свой бизнес, производили передовую и качественную продукцию, которую будут стремиться покупать во всем мире. И тогда условный владелец условного магазина с гордостью и удовольствием повесит условную надпись «Скороход» на чистейшем русском языке, а условные олигархи и депутаты будут хвастаться друг перед другом часами «Луч» или «Полет». А владельцы «Мазд» и «Лексусов» будут с завистью провожать восхищенным взглядом проносящийся мимо автомобиль «Волга». Эх, мечты, мечты… Кто-то даже посмеется. Но ведь в мире масса примеров. Например, в начале 1960-х годов товары с маркой «Сделано в Японии» воспринимались как что-то очень некачественное, дешевое и немодное.

А уже в 1970-е годы это был знак высочайшего качества и престижа. Потом такая же судьба была у электроники из Южной Кореи. Ну а про телефоны, авто и даже скоростные поезда из Китая можно и не говорить, мы это видим прямо сейчас в рамках одного поколения. И среди моих знакомых уже есть те, кто вместо «айфонов» и «самсунгов» покупает китайские телефоны, в том числе по причине их качества. И именно из-за качества и современного дизайна они становятся престижными. И нам надо идти по этому пути. А если мы пойдем по простейшему пути запретов иностранных слов, то можно будет дойти до крайности и начинать придумывать замены, например телефон называть говорильником, а банк переименовывать в копейкохранилище.

Так что предлагаю перестать бороться с ветряными мельницами в виде вывесок и не пытаться законодательно приказывать языку как надо развиваться, а делать все, чтобы наши товары и технологии были самыми передовыми, модными и качественными.  

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

14:26Эксперты: геологоразведка в Арктике незаслуженно оказалась «на задворках»

14:13Еще 37 мурманских семей смогут улучшить жилищные условия

14:01Мурманск стал восьмым в рейтинге социального благополучия

13:20Замену мурманской «Клавдии Еланской» заложили на верфи в Самаре

13:11В Мурманской области подорожали яйца, овощи и фрукты

12:45Дорогу «Заполярный - Сальмиярви» открывают

12:24В Мурманске школе на Советской присвоили адрес

12:22В Мурманской области родители могут рассказать Роспотребнадзору о школьном питании

12:00РЕЦЕНЗИИ ТЕАТРАЛЬНОГО НЫТИКА. Кризис на севере начинается раньше

11:51Траулер для мурманского рыбколхоза построили на китайской верфи

11:48В Мурманске участников Детского лыжного марафона наградят знаменитые спортсмены

11:22Стали известны имена победителей конкурса «Доброволец Мурманска — 2024»

11:05В Кировске протестировали маршрут трассы-аналога «Tour de Ski»

10:56В Мурманске во второй раз состоится международный театральный фестиваль

10:28До июля в Мурманске заменят уличное освещение на Баумана и Зеленой

10:04С 29 марта в Мурманской области усилили меры безопасности

09:45В Полярных Зорях осудят убийцу целой семьи. Посмертно

09:35«Хибинская весна»: при поддержке ФосАгро в Кировске вновь пройдет финал Кубка России по лыжным гонкам

Все новости